ЧАС ОБЩЕНИЯ для подростков.
Тема. «Современное рабство – торговля людьми»
Цель. Рассмотреть проблему современного рабства и торговли людьми, познакомиться для чего и каким образом могут вывозиться женщины за границу, приобрести знания, которые могут помочь не оказаться в подобной ситуации, развивать навыки общения, воспитывать бережное отношение к своей жизни.
1. Вступительное слово ведущего.
Сегодня мы собрались обсудить проблему современного рабства. Известно, что женщины чаще мужчин становятся жертвами торговли для того, чтобы не попасть в эту ловушку и проводится этот тренинг.
2. Знакомство
Ведущий предлагает участницам познакомиться, закончив предложение: «меня зовут... Мне нравится быть девушкой, потому что...».
3. Информационное сообщение
Торговля людьми определяется , как «все действия и соответствующие мероприятия, связанные с вербовкой, транспортировкой, куплей, перемещением, передачей из рук в руки или задержанием людей:
• задействованных для использования обманным путем, принуждение (что включает использование либо угрозу насилие, либо злоупотребление служебным положением, либо долговой зависимостью);
• с целью задержания лица независимо от того, получает ли она плату или нет, в невольном положении (домашнему, сексуальному или репродуктивному) с использованием принудительно труда или в условиях, приближенных к рабству людьми.
Основные элементы в процессе торговли людьми:
• наличие обмана;
• насилие;
• долговая кабала;
• эксплуатация в полезных целях, обман, насилие или долговая кабала используются.
Как правило, обман касается дезинформации относительно условий или характера работ, которые будут выполняться.
В международных документах про торговлю людьми страны подразделяются на 3 типа:
1. Страны, что поставляют женщин на мировой рынок сексуального бизнеса
2. Страны, через которые происходит транзит женщин.
3. Страны назначения, куда вывозят женщин.
Постсоветские краны — это страны, из которых большей частью происходит экспорт женщин на мировые рынки интимного бизнеса. В то же время они являются транзитными для жителей азиатских стран, что пытаются попасть в Западную Европу.
Приоритетными странами ввоза украинских женщин есть Турция, Греция, Кипр, Италия, Испания, Босния и Герцеговина, Угорщина, Чехия, Хорватия, Германия, Объединенные Арабские Эмираты, Сирия, Китай, Нидерланды, Канада, Япония.
(Ведущий показывает названные страны на карте).
4. Мозговой штурм «Цель торговцев»
Ведущий предлагает участникам назвать, с какой целью проводится торговля женщинами. Ответы участников записываются на плакат.
Возможные варианты ответов:
• принудительный брак;
• принудительный труд; • сервитут (работа официантки);
насильственное использование в домашних условиях;
• насильственное использование в промышленном или сельскохозяйственном секторе;
• рождение ребенка принудительно или на заказ;
• использование в легальном и сексуальном нелегальном бизнесе.
5. Упражнение «Факторы выезда за границу»
Ведущий объединяет участников в 2 группы и предлагает определить:
1 группе – позитивные факторы выезда за границу;
2 группе — негативные факторы выезда за границу.
Возможные позитивные факторы:
-открытие границ и падения «железного занавеса»
- возможность для украинских граждан путешествовать по миру;
- дополнительный поиск как развлечений, так и работы и тому подобное.
Негативные:
-интернационализация теневой экономики;
- увеличение международных криминальных группировок;
- увеличение разницы между богатыми и бедными государствами;
- лояльное законодательство относительно занятий проституцией во многих странах мира.
Обсуждение упражнения
1. На что была направлена эти упражнение?
2. Какие выводы вы сделали после выполнения этого упражнения?
7. Мозговой штурм «Пути, что ведут в руки торговцев живым товаром»
Ведущий предлагает учасникам определить, каким путем торговцы заманивают в рабство за границей. Все ответы фиксируются на плакате.
После выполнения упражнения ведущий дает информационное сообщение:
Часть девушек возрастом 18—27 лет выезжают за границу целенаправленно для работы в ночных развлекательных заведениях, большинство из них (80—85 %) о действительной цели вывоза за границу не знают, поэтому рассчитывают на работу официантки, танцовщицы, домашней хозяйки, на сезонные работы в сельском хозяйстве.
Вот пути, с помощью которых женщины оказываются за границей.
1. Объявление о трудоустройстве за границей (на это время Украина имеет договоренность с 1З странами в основном, для мужчин).
2. Много выезжают по приглашением случайных «знакомых», другими словами, через сеть посредников и поставщиков, которые не оформлены в легальные фирмы. (За границей такой посредник получает от 200 до 5000 долларов.)
3. Туристические поездки. Фирмы специально оформляют туристические визы, какие не дают легального права на трудоустройство. Девушки устраиваются на свой страх и риск самостоятельно. Ответственности турагентства за их судьбы не несут. или использовав, вернут. При этом психический или моральный убыток выплачивают не жертве, а той фирме, которая продала «товар».
5. Через Интернет — всемирная «сеть невест», когда девушки размещают свои фото на страницах знакомств.
6. Система АU РАIR. В мире эта система существует с 1960 года. Разработана с целью культурного обмена среди молодежи. Основные требования: возраст от 18 до 24 лет и отсутствие семьи и детей. Система предусматривает проживание в семье, помощь в присмотре за ребенком, выполнение текущей домашней работы(30 часов в неделю). Сейчас существует много фиктивных агентств по этой системой. Сегодня украинские девушки по системе АU РАIR могут съездить в Германию и Голландию. Кроме того, некоторые девушки (10—12 человек в год) могут поехать в Данию. В каждой стране сумма заработной платы составляет приблизительно 400 евро. Некоторые агентства предлагают 800. Кроме того, они предлагают девушкам работу няней в Великобритании, США, Франции и других странах, где это в действительности невозможно.
8. Упражнение «Галерея “Знания, что помогут предупредить торговлю женщинами»
Участницам предлагается познакомиться с информацию о предупреждении торговли женщинами и зарисовать её на плакате. Каждая участница презентует рисунок, вешая на доску, таким образом, образуется импровизированная галерея.
ИНФОРМАЦИЯ. Что необходимо знать украинским гражданам, которые хотят работать, учиться или вступить в брак за границей, чтобы предупредить торговлю людьми:
1. Никому не доверяйте свой паспорт. Документы, что свидетельствуют о вашей личности, всегда должны находиться только у вас.
2.Если вы собираетесь работать или учиться, позаботьтесь о том, чтоб контракт был подписан на понятном вам языке, место и время вашей будущей работы были четко обсуждены.
3.Обращайтесь к представителям своей страны, которые могут вам помочь.
4. В заграничных странах активно работают негосударственные организации и службы, которые оказывают помощь лицам, которые оказались в сложных условиях.
5. Период пребывания на территории другого государства указан в вашей визе. Нарушения визового режиму делает невозможными ваши следующие выезды за границу.
6. Не забывайте, что знания хотя бы элементарных слов на иностранном языке, значительно облегчит вам пребывание за границей и поможет в сложную минуту.
7. Оставьте дома или друзьям подробную информацию о своем пребывании за границей, с адресом и контактным телефоном, а также копию паспорта и контракта. Также рекомендуется оставить свое фото и адрес ваших заграничных друзей.
9. Закрепление полученной информации. Истории девушек.
Девушки объединяются в 2 группы, каждой группе предоставляется карточка с историями девушек, что оказались в рабстве.
Карточка № 1 (История Надежды» (архив центра Ла Стра да — Украина)
Меня зовут Надежда. Мне 23 года. Образование незаконченное высшее. Три года назад я приехала в Киев из Днепропетровска и поступила в институт. Я хорошо пела, любила танцевать.
На стипендию надеяться не приходилось, но первые два курса я закончила хорошо, благодаря родителям. У меня было много друзей. Я всегда находила время на дискотеку, и на театр, и на хорошую компанию. Когда я приезжала на каникулы, ко мне сходились мои друзья и одноклассники. Мои сестры-близнецы Вера и Люба всегда просились в нашу компанию.
Наша старенькая бабушка жила под Днепропетровском в селе и родители часто её навещали. Однажды случилось непоправимое. Отец погиб в автокатастрофе. Мама осталась с двумя моими сестренками сама, а я вернулась в Киев, планируя найти работу и отложить обучение на будущее.
Один из моих однокурстников порекомендовал мне обратиться к нашему диск жокею, у которого будто бы была возможность устроить на работу в Германию, куда он выехал 3 года назад, а в Киева приезжал регулярно по делам. Когда мы с ним встретились, выяснилось, что мы уже знакомы, когда-то встречались на дискотеки. Я была очень рада, что Едик с пониманием отнесся к моим проблемам и обещал помочь. Через несколько дней Едик сам нашел меня и сообщил, что для меня есть хорошо оплачиваемая работа официантки в одном из ресторанов Германии. Я без колебаний согласилась. Кроме того, Едик предложил помощь в оформленные визы и заграничного паспорта. Он согласился на то, что все расходы я возмещу со своей первой зарплаты.
Все шло хорошо. Маме я решила не сообщать о своих планах, а также о том, что я бросила учебу. Когда мои документы были готовы, Едик предложил мне ехать в Германию автомобилем. Он также меня познакомил с двумя девушками — Лилею и Валею из Кременчуга, которые также собирались ехать на заработки, как и я.
Во Франкфурте мы остановились в гостинице. Паспорта Едик забрал себе для регистрации
Утром Едик приехал со своим знакомым немцем и объяснил, что тот отвезет нас куда нужно. Немецкий никто из нас не знал, и мы не могли общаться.
Мы ехали достаточно долго. И опять нас поселили в гостинице в одной комнате. На следующий день к нам пришел незнакомый мужчина и на ломаном русском языке объяснил, что нас привезли в бордель и с завтрашнего дня мы должны обслуживать клиентов в постели.
Я пробыла там больше 3 месяцев. Сначала я достаточно долго отказывалась работать с клиентами. Меня жестоко били и предупреждали, что у меня нет никаких шансов на побег: мой паспорт отобрали, языка я не знаю, и кроме того, мне угрожали, что меня просто убьют, кроме того, мне начислили долг 100 евро, который необходимо вернуть. Мне угрожали, что меня просто убьють и никто об этом не узнает, если я за месяц не отработаю эти деньги. Меня закрывали в пустой комнате на несколько дней без еды. Меня били и угрожали, что расправятся с моей семьей. Они знали все о моей семье. Только сейчас мне стало понятно, что Едик был сводником.
Вместе со мной жили другие девушки. Большинство из них были чешками или польками. С Лилею и Валею я потеряла связь. Плата за все высчитывалась из моего заработка. Мне было страшно представи, что мои сестра, для которых я была всегда примером узнают о моем положении. А мама? Я ей даже не сказала, что еду в Германию. На первом этаже нашего дома был ресторан. Нас заставляли работать и там: мы мыли посуду, чистили полы, протирали окна. Вечером мы должны были сидеть с клиентами за столиками, а потом развлекать их в постели. Большенство из них были клиентами больших фургонов. Я поняла, что бордель стоит где-то возле большой автомагистрали. Как-то вечером один из клиентов многовато выпил и не хотел рассчитываться. Началась драка, приехала полиция. Они стали проверять документы, и всех, у кого их не было — арестовали. Так я попала в тюрьму. Мне позволили связаться с украинским посольством, которое обещало помочь мне вернуться домой.
Вопросы для обсуждения:
• Какие ошибки допустила Надежда, решив попасть и оказавшись за границей?
• Какие формы принуждения были использованы торговцами женщин?
• Где можно было бы искать помощи Надежде?
10. Подведение итогов.
Участницам предлагается продолжить предложение: «сегодня я поняла...» или «Мне было полезно...».
|