Химия 11 класс. Дата____________
Тема урока: Положение металлов в ПСХЭ. Общая характеристика. Общие свойства металлов.
Цель урока: сформировать понятие о положении металлов в ПС, строении их атомов, физических и химических свойствах металлов и их восстановительных способностях; - развивать познавательную активность учащихся, вырабатывать умение анализировать, делать выводы; - воспитывать коммуникативные компетенции, умение высказывать собственное мнение, сотрудничать в группе.
Тип урока: изучение нового материала.
Средства обучения: оборудования для лабораторного опыта; периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева; презентация «Металлы»; карта-инструкция по выполнению лабораторного опыта. Реактивы: кальций, натрий, медная проволока; цинк, медная проволока, раствор: соляной кислоты, гидроксида натрия, вода.
Ход урока:
1. Организационный этап
2. Целеполагание
Ребусы
Быть символом не каждому дано, 1) Картинка «Долото»
Но именем моим не без причины ЗОЛОТО
Назвали руки, дождь, тельца, руно,
Сечение и мнений середину.
И в честь меня был назван даже век,
Когда был очень счастлив человек. 2) Картинка «Медведь»
Что нынче в имени моем? А встарь МЕДЬ
Считали все, что я - металлов царь. (ЗОЛОТО)
Иду на мелкую монету, 3) Картинка «Голова»
В колоколах люблю звенеть, ОЛОВО
Мне ставят памятник за это
И знают: имя мое - (МЕДЬ) 4) Картинка «Ребра»
СЕРЕБРО,
Из глины я обыкновенной,
Но я на редкость современный.
Я не боюсь электротока,
Бесстрашно в воздухе лечу;
Служу на кухне я без срока -
Мне все задачи по плечу.
Горжусь своим я именем:
Зовусь я (АЛЮМИНИЙ)
Преподаватель: ** Какова тема нашего урока? (Тема урока: Металлы). ** Какие вопросы мы должны вспомнить о металлах и обсудить? (Цель и задачи урока)
3. Проверка готовности к новому материалу?
«ПРЯМОЕ ПОПАДАНИЕ» (Экспресс-опрос)
№ Содержание вопроса К П
1 На какие группы делятся все химические элементы?
2 Какое положение в ПСХЭ занимают металлы?
3 Сколько электронов может находиться на внешнем энергетическом уровне у металлов?
4 Какой тип химической связи характерен для металлов?
5 Какой тип кристаллических решеток наблюдается у металлов?
6 Какими физическими свойствами обладают металлы?
7 У какого металла самая низкая температура плавления?
8 У какого металла самая высокая температура плавления?
9 Какой металл самый пластичный?
10 Какое явление называют коррозией?
1) Самый тяжелый металл – Осмий и Иридий (в науке до сих пор спор)
2) Самый ковкий металл – Золото: из 1 гр можно вытянуть проволоку длиной 2.4 км
3) Самый дорогой металл – *** Родий (примерно за 1 гр 225 долларов), на земле всего несколько тонн, в основном используется как автомобильный катализатор. Добывают в ЮАР, встречается в Заполярье, Норильске, на Урале. *** Платина (примерно за 1 гр 70 долларов), «белое золото» *** Золото (за 1 гр 30 долларов) *** Иридий (за 1 гр 17 долларов), открыт 1803 г, похож внешне на олово, твердый, тяжелый, идет на изготовление эталонов длины и веса, хим. весов, хирургических инструментов. ***** САМЫЙ ДОРОГОЙ МЕТАЛЛ НА ЗЕМЛЕ – КАЛИФОРНИЙ-252, 1 гр стоит 6 млн.500 тыс. долларов. В мире его всего несколько граммов, не больше 5. Его вырабатывают 2 реактора (США, Россия). Каждый производит около 20-40 микрограммов в год. У калифорния-252 период полураспада – 2,6 года. 2 грамма металла в секунду выделяет 2,4 биллиарда нейтронов. Что соответствует нейтронному потоку обычного ядерного реактора. Классическим путем такой эффект можно получить с использованием 200 килограммов радия. Столько металла на Земле нет. Сейчас калифорний-252 используется в медицине для обработки злокачественных опухолей.
Калифорний может заменить средний атомный реактор **** ОСМИЙ (за 1 гр 10 тыс долларов) Osme (запах) – греческое слово. Оно то и дало название платиновому металлу осмию название 200 лет назад. У него неприятный раздражающий запах, он похож на смесь хлорки и чеснока. В природе чистого осмия не найдено. Осмий очень хрупкий. Его просто растолочь даже в обычной ступе. Его используют в фармакологической отрасли в качестве катализатора во многих химических процессах. Применяют для изготовления деталей измерительных приборов.
4) Металлы в ПСХЭ
5) Металлы в природе
6) Металлы: физические свойства.
4. Формирование нового материала.
Преподаватель: **Знаете ли вы, что обозначает термин «металлотермия» ? ** Где применяется металлотермия? (при получении металлов). ** Какие виды металлотермии существуют? (алюмотермия,… Li, Ca, Mg, Al могут вытеснять другие металлы из их оксидов)
ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА МЕТАЛЛОВ:
Металлы – восстановители.
1) Взаимодействие металлов с неметаллами.
2) Взаимодействие металлов с водой:
а) щелочные металлы → щелочь + водород
3) Взаимодействие металлов с кислотами.
4) Взаимодействие с солями.
Коррозия металлов, способы защиты от нее.
КОРРОЗИЯ – ( от лат coorrodere – «разъедать») – самопроизвольное разрушение металлов и сплавов под влиянием окружающей среды.
Суть коррозии – если 2 металла, контактирующих между собой опустить в водный раствор электролита (п-р: грунтовые воды, атмосферная влага..), то металл более активный (левее в ряду активности металлов) будет разрушаться (окисляться, отдавая электроны), предохраняя тем самым менее активный металл.
Способы защиты от коррозии: (см. учебник с.172-173)
- нанесение защитных покрытий (п-р: масляные краски, лаки, эмали)
- нанесение сверху другого металла (Au, Ag, Cr, Ni, Sn, Zn…)
Частный пример – ЛУЖЕНИЕ – нанесение на железа слой олова, такое железо – БЕЛАЯ ЖЕСТЬ.
- использование нержавеющих сталей (содержат специальные добавки)
- введение в среду ИНГИБИТОРОВ КОРРОЗИИ (уменьшают агрессивность среды и уменьшают скорость коррозии)
- создание контакта с более активным металлом – ПРОТЕКТОРОМ – он и будет разрушаться (Стальные Корпуса морских судов обшивают листами цинка, который разрушается, предохраняя сталь от коррозии).
5. Закрепление материала.
а) Вывод о свойствах металлов. Заполните пропуски нужными словами.
Радиус атомов металлов _____ радиуса атомов неметаллов. Во всех соединениях _____ металлов имеют _____ степени окисления. При комнатной температуре металлы находятся ______ агрегатном состоянии, за исключением ____. Металлы хорошо проводят _____ и _____. Самый тяжёлый металл – _____, самый легкий – _____, самый тугоплавкий – _______, самый легкоплавкий – _____.
б) Учебник с 173 ?? 1 – 4 (устно)
в) ?? Какая реакция протекает более интенсивно: натрий или магний с уксусной кислотой ? Записать хим. уравнения.
6. Домашнее задание Читать § 20, упр.5 (в) с 173.
7. Рефлексия
Я понял, что…..
Мне было интересно узнать …..
Я смог ……
У меня получилось ……
Я попробую …..
|